Основные принципы воспитания

1. Самовоспитание
  • Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. Толстой Л. Н.
  • Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает. Сухомлинский В. А.
  • Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство. Сухомлинский В. А.
  • Не бывает "трудных" детей, бывают "трудные" родители.
2. Пример
  • Дети не очень внимательно слушают старших, но ничего не упускают в подражании им. Болдуин Дж.
  • Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером. Сенека
  • Детям больше нужен пример для подражания, чем критика. Жубер Ж.
  • Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по- человечески. Острогорский А. Н.
  • Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Сухомлинский В. А.
  • Если дух жизнерадостности, оптимизма, доброжелательности царит в семье, то и ребёнок растёт общительным и весёлым. Студенкин М. Я.
  • На ребенка гораздо больше действует не то, что говорит воспитатель, а то, что он делает. Реже прибегайте к назиданиям и окрикам, больше всего стремитесь создать ребенку правильные условия, показывайте ему пример жизнерадостности, оптимизма, уравновешенности. Студеникин М. Я.
3. Последовательность и дисциплина
  • Уровень наших требований и ожиданий должен учитывать возраст ребёнка.
  • Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их. Это создает чувство безопасности, а жизнь понятной. Гиппенрейтер Ю. Б.
  • Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Сухомлинский В. А.
  • Дети не только проверяют своих родителей «на прочность», но и пытаются определить границы дозволенного.
  • Дисциплина не до, а после установления добрых отношений. Гиппенрейтер Ю. Б.
  • Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием,— непрочно, неверно и ненадежно. Корчак Я.
  • Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Если один родитель не согласен – лучше промолчать, а потом без ребенка обсудить и прийти к общему мнению. Гиппенрейтер Ю. Б.
  • Тон, в котором сообщается требования или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным… Предложения лучше строить в безличной форме «Спичками не играют!» «Это опасно!» вместо «Не смей играть спичками!»… Можно предложить выбор других возможностей. Гиппенрейтер Ю .Б.
  • Родительские требования не должны вступать в явные противоречия с важнейшими потребностями ребенка в движении, познании, упражнении. Гиппенрейтер Ю. Б.
  • Важно, чтобы дисциплина включала в себя: собственное поведение взрослых; моделирование ситуаций; инструкции, просьбы, обучение чему-то; наказание в необходимых условиях словами: «Ты меня огорчаешь». Физические наказания недопустимы, также как неконструктивный крик! Гиппенрейтер Ю. Б.
  • Режим – это воспитание организованности и собранности. Студеникин М. Я.
4. Любовь и уважение
  • Любить и принимать ребенка таким, как есть, а не за какие-либо заслуги.
  • Потребность в любви, в нужности другому, одна из фундаментальных потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребёнка. Гиппенрейтер
  • 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! Не только ребенку, но и взрослому.
    Сатир В.
  • Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. Эрма Бомбек
  • Ребенок умеет любить того, кто его любит, - и его можно воспитывать только любовью. Дзержинский Ф. Э.
  • Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше. Гёте И.
  • Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью. Сухомлинский В. А.
  • Теплота родительской любви необходима ребенку. Он должен чувствовать, что его любят, им дорожат, с ним считаются. Уважайте в маленьком человеке личность. Студеникин М. Я.
5. Такт и терпение
  • Позволять себе насмешки над детьми - это почти преступление. Альфред Адлер
  • Самообладание в минуту гнева не менее высоко и не менее благородно, как и самообладание в минуту страха. Смит А.
  • Наш собственный гнев или досада делают нам более вреда, чем то, что заставляет нас гневаться. Леббок Д.
  • Взыскивать с детей за проступки, которых они не совершили, или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности — значит, лишиться всякого их доверия и уважения. Лабрюйер Ж.
  • Когда ребенка ругают, порют и всячески огорчают, тогда он с самых малых лет начинает чувствовать себя одиноким. Писарев Д. И.
  • Если все время человеку говорить, что он "свинья", то он, действительно, в конце концов, захрюкает. Горький М.
  • Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастет человеком более сознающим свое достоинство. Чернышевский Н. Г.
  • Чем больше ребёнка ругают, тем хуже он становится. Гиппенрейтер Ю. Б.
  • Нельзя делать ребенку замечания при посторонних, высмеивать за проступок перед коллективом, оскорблять.
  • Тон разговора с каждым ребенком должен быть всегда ровным и спокойным. Будьте одновременно мягки и решительны, не уступайте любому его капризу. Студеникин М. Я.
  • Пока ребенок возбужден, всякое вмешательство бесполезно и может только усилить его упрямство. Но как только он успокоился, необходимо разъяснить ему недопустимость такого поведения. Терпение, ровное обращение и спокойствие всегда приводят к положительным результатам. Студеникин М. Я.
6. Золотая середина
  • Воспитание – очень тонкая штука, иногда нужно проявить строгость, иногда – мягкость и понимание.
  • Чрезмерная строгость и слепая дисциплина — это проклятые учителя для детей. Дзержинский Ф. Э.
  • На детей пагубно действуют как нервозные окрики, так и сентиментальное сюсюканье.
  • Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,— это приучить его не встречать ни в чем отказа. Руссо Ж.-Ж.
  • Есть избыток строгости и избыток снисходительности: обоих надо одинаково избегать. Руссо Ж.-Ж.
7. Внимание
  • Недостаток материнского внимания – одна из наиболее существенных ошибок, допускаемых в процессе воспитания детей. Сухомлинский В. А.
  • Завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой. Гиппенрейтер Ю. Б.
8. Доверие и поддержка
  • Доверие окрыляет детей, придает им уверенность в себе, развивает самоуважение.
  • Ребенку необходимо чувствовать поддержку и понимание родителей.
  • Если встретишь в детской душе рыцаря - помоги ему победить. Андреев Б.
9. Похвала и ласка
  • Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью. Чехов А. П.
  • Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе, это способствует развитию в нем доверия к своим творческим силам. Горький М.
  • Человека приласкать — никогда не вредно. Горький М.
10.Любовь и уважение к людям, благородство, честность
  • Я стараюсь научить своих детей любви ко всем людям и тому, что любовь должна быть бескорыстной. Лесли Шультен
  • Надо воспитать в детях любовь к людям, а не к самому себе. А для этого самим родителям надо любить людей. Дзержинский Ф. Э.
  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи. Толстой Л. Н.
  • Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его. Ушинский К. Д.
11. Самостоятельность и ответственность
  • Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас. Эрнст Легуве
  • Давайте ребенку возможность принимать решение самому.
  • Очень важно воспитывать у детей самостоятельность. Никогда не делайте за ребенка то, что он может и должен сделать сам! Почаще давайте ему какие-либо посильные поручения и следите, чтобы они были выполнены. Похвалите за хорошее выполнение. Студеникин М. Я.
  • Постепенно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Гиппенрейтер Ю. Б.
12. Позитивное мышление
  • Учить ребенка думать позитивными выражениями, избегая негативные (избегать употребления отрицательных частиц): Я не болею - Я здоров, Не беги - Иди спокойно.
  • Приучить ребенка верить в то, что он все может, его потенциал ничем не ограничен. Если постигла неудача, убедить, что это временные трудности.

В начало страницы

Главная
Беременность
Грудное вскармливание
Календарь развития
Здоровье
Рецепты блюд
Воспитание
Детская комната
Зарядка для детей
Игры
Творчество
Обучение
Развитие речи
Библиотека
Содержание
Заметки

«Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, — это творение будущего и взгляд в будущее» Сухомлинский

«Все более глубокое понимание ребенка –  это и есть воспитание его» Сухомлинский В. А.

Сухомлинский Василий Александрович – педагог, автор тридцати книг и полусотни публикаций о развитии детей и проблемах воспитания ребенка.

Гиппенрейтер Юлия Борисовна — современный российский психолог. Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор многочисленных публикаций по психологии.

Студеникин Митрофан Яковлевич - заведующий кафедрой детских болезней РГМУ, директор Института педиатрии РАМН, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный член научных обществ педиатров 11-ти европейских стран и Американской Академии педиатрии.




Главная Сегодня: \ Последнее обновление: 25.02.2014 \ Cоздано в Z-style Написать мне